stavrwolf (stavrwolf) wrote in slavstan,
stavrwolf
stavrwolf
slavstan

Category:

Русские народные промыслы. Гжель.


В широком смысле существует искусство индивидуальное, авторское, работы именитых мастеров, известные на весь мир шедевры живописи, скульптуры графики.
А есть искусство прикладное, или бытовое, когда в своей, зачастую, не легкой жизни человек тянется к прекрасному, и пытается хоть как-то скрасить окружающее пространство. Именно так появляется искусство народное, появляются бытовые предметы, которые сейчас являются экспонатами самих престижных музеев мира, на ровне с произведениями именитых живописцев или скульпторов.
Люди постепенно улучшают технику резьбы или росписи и со временем эта техника начинает выделяться своей уникальностью, и становится известной далеко за пределами того района в котором она создавалась, а то и за пределами страны.
Таким образом, народный художественный промысел выходит за рамки узко национального достояния, становясь достоянием мировой художественной культуры. Вместе с тем он в своей сущности непостижимым образом продолжает сохранять в себе уникальные черты той культуры, откуда он вышел, благодаря которым мы практически без ошибочно можем сказать, что вот это арабская вязь, а вот это японский орнамент. В русской культуре такими узнаваемыми элементами являются хохлома, гжель, палех и другие виды народного художественного промысла.
Одним из самых известных на весь мир русских народных промыслов является керамическая посуда - гжель. Исторически Гжелью называют район, в который входили 27 деревень Белгородского и Бронницкого уездов, ныне же эта область находится в Подмосковье, под Раменском.
Издревле люди заметили превосходное качество глины выходившей на поверхность в районе реки Гжелки, от которой собственно и получил свое название эти места. Наличие превосходного сырья, а также близость нового экономического и политического центра возрождающегося русского государства - Москвы сыграли решающую роль в том, что местные жители полностью переориентировались на производство керамических изделий.
Качество, а также художественная оригинальность изделий местного гончарного производства вскоре сделали этот район известным на всю Русь, а вскоре и на весь мир.
Во времена Ивана Грозного вольность гжельских мастеров охранял специальный царский указ, приписывающий гжельских крестьян в т.н. «государеву дворцовую волость», таким образом, подчиняя их непосредственно царскому двору. В царствование же Алексея Михайловича Романова на нужды аптекарского и алхимического дела из Гжели были доставлены ко двору тысячи пудов глины, для производства бытовой утвари и для царского двора.
В 18 веке на европейском континенте разыгралась борьба за господство различных держав, новая эра – эра технологий, и проявлялось это противостояние, в том числе и на рынке керамической посуды, да еще как!
Державы подсылали агентов, на фарфоровые производства, чтобы выведать секреты производства этой посуды, ну а как же престиж, высокотехнологичное производство, свидетельствующее о научно-техническом уровне развития страны(известно, например что еще царь Петр Первый предпринимал попытки выведать секреты производства немецкого фарфора через своих агентов)!
В сороковых годах в эту борьбу включилась и Российская Империя, во времена царствования Елизаветы Петровны была создана специальная группа, в которую входили, в том числе и немцы, чтобы разработать производство фарфора на Руси. Однако немецким ученым не удалось воссоздать знаменитый баварский фарфор в России, а вот русскому ученому Дмитрию Виноградову, в том числе и благодаря использованию секретов гжельских мастеров, а также гжельской глины, удалось создать изделия из фарфора ничем не уступающие, а в ряде факторов и превосходящие зарубежные аналоги. Так в России появился Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, существующий и по сей день, сырье для которого поставлялось, в том числе, из Гжели. К слову сказать, гжельские умельцы вскоре переняли технологию производства фарфора и заполнили внутренний российский рынок недорогим доступным для простого народа, кустарного производства, фарфором.

Во второй половине XIX в. гжельский промысле постепенно приходит в упадок, ручное производство уступает по эффективности и производительности, бурно развивавшейся в те годы промышленности, и со временем «на плаву» остаются лишь крупные фабрики купца Кузнецова.

Революция 1917 года и последовавшая за ней кровавая гражданская война привели к тому, что производство гжельского фарфора было практически остановлено, ведавшие секретами производства знаменитой гжели мастера и технологи кто сгинул в междоусобице, кто эмигрировал за рубеж, да и не до фарфора с фаянсом, когда в стране разруха и голод. И лишь после Великой Отечественной войны, благодаря стараниям ученого-исследователя А.Б.Салтыкова и мастерицы – Н.И. Бессарабовой удалось возродить гжельский народный промысел.
Художественные училища и мастерские обучающие мастерству гжельской росписи и производству керамики существуют и по сей день, мастера свято чтут и хранят традиции русской гжели, а современные дизайнеры используют в своем творчестве элементы этого нашего всемирно узнаваемого орнамента.

Так что же отличает гжельский фарфор и фаянс от зарубежных аналогов? Что делает его узнаваемым во всем мире? Это оригинальные формы посуды, а также цветовая гамма и орнамент, зародившись в народе, этот художественный промысел как бы впитал в себя и дух народный.
Не замысловатый, но очень гармоничный рисунок окружающей природы, зарисовки из быта, фигурки домашних животных все, что окружало бытие простых людей, все это нашло воплощение в гжельском рисунке. И цветовая гамма бело-голубая подчеркивает его северное происхождение.

Tags: Гжель, Культура, Русский народный промысел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments