stavrwolf (stavrwolf) wrote in slavstan,
stavrwolf
stavrwolf
slavstan

Category:

Русский народный промысел. Хохлома.


Еще одним узнаваемым во всем мире русским народным промыслом является хохлома. Хохлома в широком смысле это особый вид росписи, обработанная специальным образом со своей цветовой гаммой и стилистическими особенностями. Однако если гжель это изделия керамические расписанная в своем стиле, то хохлома это в основном деревянная бытовая утварь со своим орнаментом. И не удивительно, ведь как художественный промысел хохлома зародилась в густых лесах Заволжья в 17 веке, где не было пригодной для производства хорошей керамики глины, но в изобилии имелась качественная древесина, из которой испокон веков русские люди делали себе дома и бытовую утварь.
Ученые считают что первыми поселениями, в которых начали производить резную деревянную посуду, покрытую специальным «золочением без золота» были села Мурашкино, Лыскино и Семеновское (позже переросшее в город Семенов, который и по сей день является центром производства хохломы) нижегородской области. Именно в этих места впервые были обнаружены блюда, ковши и братины (специальные сосуды для хмельных напитков для коллективного пития) выполненные по технологии хохломы.
Уникальность хохломской продукции заключалась в том, что нижегородским мастерам удавалось, используя особую технологию, предавать легким деревянным предметам видимость массивности, а золотые отливы создавали иллюзию, будто изделие выполнено из драгоценных металлов.
Одним из главных факторов, повлиявших на развитие хохломского дела, была близость к нижегородским селам крупных монастырей – основных заказчиков продукции местных мастеров. Считается, что именно у монахов заволжские ремесленники переняли технологию «золочения дерева без золота» применяемую в иконописи. Отчасти это нашло отражение в местном фольклоре, описывающем зарождение данного художественного промысла в этих местах.
По легенде монах-иконописец Андрей Лоскут, не желая принимать церковную реформу патриарха Никона, бежал из Москвы в заволжские леса, где и начал расписывать деревянную утварь, да писать иконы по старообрядческому образцу. А когда царские стрельцы обнаружили где живет беглый мастер, то он сжег себя в своей избе, перед этим сообщив секреты своего мастерства односельчанам. С тех пор в хохломской росписи золотые и красные цвета – цвета огня, в котором сгорел Андрей.
Не известно существовал ли в реальности легендарный иконописец или нет, однако же действительно среди мастеров хохломской росписи всегда было много выходцев из старообрядцев.
Со временем уникальная нижегородская посуда получила большое распространение в России и за её пределами. Близость Волги – в те времена главной транспортной артерии Руси привело к тому, что в деревню Хохлому на ярмарку из близлежащих сел мастера привозили расписные деревянные изделия на продажу, и со временем уникальную по производственной технологии и стилистике росписи посуду стали называть хохломской или же просто - хохломой.
Вскоре, через Каспий диковинные для иностранцев хохломские изделия появились в Персии, Средней Азии и даже Индии, а через сибирские реки и Архангельск - в Лондоне, Амстердаме, Париже. Иностранные купцы массово скупали продукцию русских мастеров, желая удивить своих соотечественников красоты и изящества посудой.
С развитием машинного производства и капиталистических отношений, дела нижегородских ремесленников постепенно приходили в упадок. Создание посуды ручной работы не могло конкурировать с производством машинным способом, цены на товар падали, а перекупщики в погоне за наживой платили мастерам очень мало. Некогда процветающий народный промысел угасал, и к началу XX века было всего несколько мастеров, хранивших секреты и традиции хохломского ремесла. Как народный художественный промысел хохлома вновь расцвела в 60-70-х годах XX века, было воссоздано производство хохломской посуды в городе Семенове, где когда-то оно и зародилось, а при производстве были созданы учебные мастерские, в которых старшее поколение мастеров обучало ремеслу поколение младшее.
И по сей день в Нижегородской области действуют несколько предприятий, где производят и расписывают хохлому по старинным русским рецептам.
Технология производства хохломской посуды во многом напоминает старинную технологию создания иконы. Деревянную заготовку покрывают жидким раствором глины и мела, дыбы древесные поры не впитывали в себя дальнейшие материалы обработки. Затем «белила» (как называли раньше данные заготовки), обработав льняным маслом, закладывали в теплую печь на всю ночь. Затем изделие покрывалось слоем олифы, вновь просушивалось и так несколько раз. Через три-четыре таких просушки заготовка была готова для «лужения» - нанесение тонкого слоя металлического порошка, который в последующем придавал посуде характерный золотой отлив.
Однако порошок этот был изначально не золотого цвета, а серебряного, но так как серебро было слишком дорогим, чтобы использовать его в повседневной посуде, то хохломские мастера научились заменять его оловом. После того как заготовка полностью покрыта порошком, она приобретает вид металлического изделия и готова для дальнейшей росписи. Хохломские мастера использовали тонкие беличьи кисти, нанося тончайшие красные, черные, линии постепенно формируя узоры орнамента. После того как роспись готова, посуду вновь покрывают олифой и ставят в печь. Лак под воздействием температуры желтеет, и хохлома приобретает характерный золотистый цвет.
Следует заметить, что хохломская роспись, несмотря на то, что вышла из иконописи не содержит в себе каких либо сцен или сюжетов, она носит в основном декоративный, растительный характер. Главные элементы хохломского рисунка это травинки, цветы, ягоды рябины или земляники, листочки выполненные в красном, золотом, черном, реже зеленом цвете. Этим она значительно отличается от гжели, где рисунок, как правило, монохромный (кобальт на белом фоне) а также может содержать бытовые сценки или изображения домашних животных.
Хохлома обладает настолько уникальным и узнаваемым стилем, что некоторые мировые бренды уже в наше время, желая завоевать российский рынок, выпустили ограниченной серией свои товары, стилизованные под хохломскую роспись. Многие российские дизайнеры в своем творчестве охотно используют элегантные и изящные элементы хохломского рисунка.

Tags: Культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment